Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»

Адрес456080, Челябинская область, город Трехгорный, улица Строителей, 10

Контакты администрации +7(35191)6-94-12 muk-trg@mail.ru

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания – это материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс. К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. 

В МОУ "Центр образования" используются следующие средства обучения и воспитания:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.); 

Визуальные (зрительные):

  •       таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии;
  •       карты по истории и географии;
  •       картины по русскому языку, литературе;
  • лабораторное оборудование по физике, химии.

Аудиальные (слуховые):

музыкальный центр;

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

звуковые фильмы;

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

  •       компьютеры;
  •       мультимедийное оборудование ;
  •       интерактивная доска.

Словесные:

-       учебники;

-       художественная литература;

-       словари;

-       другая необходимая литература.

Средства воспитания.

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

Общение как средство воспитания.

1) непосредственное, в форме прямых контактов педагога и обучающегося,  индивидуальные беседы, классные часы, школьные праздники и мероприятия;

2) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Учение как средство воспитания.

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. 

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

а) выясняют условия совместного выполнения задания;

б) организуют его взаимное обсуждение;

в) фиксируют ход совместной работы;

г) обсуждают полученные результаты;

д) оценивают успехи каждого;

е) утверждают самооценки членов группы;

ж) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

з) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. 

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с педагогом и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

Труд как средство воспитания.

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через дежурство по классу, школе; через летнюю трудовую практику, через трудоустройство в летнем трудовом лагере.

Игра как средство воспитания.

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр.

Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.